Главная » Банкротство » Банкротство ГУПов

Банкротство ГУПов

менеджер проектов ИКГ РОЭЛ Консалтинг,

начальник отдела внутреннего контроля

ИКГ РОЭЛ Консалтинг

Слияния и Поглощения №2'2003 г.

Известно, что быть эффективным собственником коммерческих предприятий государству удается далеко не всегда. Это утверждение в полной мере можно отнести и к проблеме плачевного состояния многих унитарных предприятий, которые из-за неповоротливого и неквалифицированного менеджмента, а иногда и злого умысла, оказываются на грани банкротства.

Значительная часть предприятий, находящихся в государственной собственности и относящихся к малому и среднему бизнесу, управляется неэффективно, приводя к росту задолженностей по обязательным платежам (налогам и сборам), электроэнергии и газу, по заработной плате.

Изменить ситуацию к лучшему можно, если у предприятия появляется заинтересованный собственник, имеющий возможность глубоко и целенаправленно его развивать. Основной механизм смены собственника, применяемый государством, – это приватизация. Хотя зачастую используется и банкротство.

Механизм банкротства акционерных обществ апробирован многими, но дело в том, что правовой статус ГУПов накладывают особенности и на их банкротство.

Основные моменты законодательства, регламентирующего деятельность ГУПов

Вступивший в силу 02 декабря 2002 г. Федеральный закон РФ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. ввел ограничения в деятельности ГУПов.

Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества.

Кроме того, назначенный руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем или участником другого юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Все, чем руководителю ГУПа дополнительно разрешается заниматься – это преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.



Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, тем самым, контролируя финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.

Во-вторых, закон накладывает некоторые ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Кроме того, согласие собственника должно быть получено на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, а также на совершение крупной сделки. Причем для ГУПа крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения им прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Ранее, все эти договоры использовались для так называемого вывода ликвидных активов. Теперь же процесс реструктуризации ГУПа осложнился.

Для решения проблем с переоформлением прав собственности на активы можно выбрать уже изученный путь – это инициирование контролируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.

Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Созданные же ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на материнском предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс.



На практике предприятия, попав в такую ситуацию, пытаются решить вопрос, посылая запросы и ходатайства в Минимущество с просьбой позволить дочерним предприятиям стать независимыми ГУПами.

Но, не смотря на все трудности, банкротство ГУПов является возможным.

Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов

Банкротство предприятий в России регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и соответствующими законами.

Самым первым был Закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 О несостоятельности (банкротстве) предприятий. В нем была прописана возможность для органа, уполномоченного государством управлять имуществом предприятия, в составе которого имеется вклад государства не менее 50 %, внести предложение о проведении санации. В этом случае он обязан был гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.

Закон от 1992 г. перестал действовать с момента введения в действие Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ О несостоятельности (банкротстве), за исключением продления процедур, введенных до 01 марта 1998 г., в этом случае арбитражные суды должны были руководствоваться первым законом. В настоящее время еще существуют дела, производство по которым осуществляется по закону от 1992 г.

По второму закону юридическое лицо считалось неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности составляли в совокупности не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и не были им исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (иной размер требований и сроки непогашения были предусмотрены позднее для предприятий естественных монополий топливно-энергетического комплекса). По этим основаниям, которые имеются практически у любого предприятия, суд принимал заявления о признании предприятия несостоятельным, что привело к использованию процедуры банкротства как механизма для массового передела собственности.



Немного позднее вышел Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 122-ФЗ Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, который определял, что должник (субъект естественных монополий или организация топливно – энергетического комплекса) считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией – должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации – должника, в том числе права требования.

Данный закон еще действует и признается утратившим силу только с 01 января 2005 г.

На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве), вступивший в силу с 03 декабря 2002 г. (по истечении тридцати дней со дня официального опубликования). С этого момента закон от 1998 г. действует только для процедур, введенных при нем. К правоотношениям же, возникшим с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового закона, применяются положения закона от 2002 г., за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной по одному из предыдущих законов. В этом случае применяют нормы закона от 1998 г.

Процедура инициирования процедуры банкротства по новому закону немного усложнилась. Во-первых, минимальный размер задолженности, являющейся основанием для подачи заявления о признании должника банкротом, увеличился до 100 тысяч рублей.

Во-вторых, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней с момента направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении тридцати дней с момента принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества.



То есть для подачи заявления о признании предприятия банкротом необходимо пройти процедуру признания арбитражным судом факта наличия задолженности и процедуру исполнительного производства.

Следующим интересным моментом в новом законе является обязательное наличие судебного акта с указанием состава и размера кредиторской задолженности для включения ее в реестр кредиторов. Это снимает ответственность с арбитражного управляющего, но существенно добавляет работы для судов в отношении предприятий, которые имеют широкую базу поставщиков или которые в свое время часто прибегали к бартерным схемам, оставляющим за собой большое количество кредиторских задолженностей на мелкие суммы.

Здесь можно дать только одну рекомендацию для должника, арбитражного управляющего и суда – списание такой задолженности до подачи заявления о признании должника банкротом (как правило, в общем объеме такая кредиторская задолженность не превышает 2 %).

Существенным отличием от предыдущих законов является возможность собственника имущества оказывать влияние на ход процедуры банкротства.

Во-первых, он может обратиться к первому собранию кредиторов и в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставив соответствующие гарантии погашения кредиторской задолженности, или же в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов с целью прекращения производства по делу.

Во-вторых, продажа предприятия или замещение активов должника путем создания на базе его имущества ОАО может быть включена в план внешнего управления на основании решения собственника имущества.

В-третьих, все имущество ГУПа, подлежащее продаже, оценивается оценщиком с предоставлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведению оценки, что дает дополнительные гарантии независимой оценки.

То есть арбитражный управляющий ориентируется теперь не только на решения собрания или комитета кредиторов, но и на мнение собственника имущества.



Основные причины и инициаторы банкротства ГУПов

Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для очищения предприятия от кредиторской задолженности или для переоформления прав собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором – потенциальный покупатель – будущий хозяин предприятия.

Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является относительно легкое получение его согласия на реализацию части активов или всего предприятия в целом, которое требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве. Таким образом, собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства.

В зависимости от причин банкротства и его заказчиком, инициаторами могут быть разные лица.

По закону О несостоятельности (банкротстве) от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности, основными инициаторами могут быть как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам).

Сам собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах, при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

Хотя, надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия наблюдается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться согласия собственника имущества, необходимо заручиться поддержкой администрации и Министерства, в ведомственном подчинении которого находится ГУП, предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т.п.



Вторым инициатором банкротства в интересах государства может быть ФСФО, при условии, что налоговая инспекция, перед которой у предприятия есть задолженность, выдаст ФСФО доверенность. В этом случае также желательно иметь вышеуказанных союзников.

В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие, заказчик банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы.

От лица налоговой задолженности заявителем может выступать как ФСФО (при выполнении вышеуказанных условий), так и сама налоговая инспекция.

Кредиторы за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло – монополисты – стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству – целостность предприятия их не волнует. А при введении процедуры банкротства делают все, что возможно, чтобы дольше ее продлить для получения текущей абонентской платы. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности.

Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на кредиторов по обычной хозяйственной деятельности и кредиторов по подконтрольной задолженности.

Первая разновидность кредиторов относится к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими при проведении собраний кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их голоса на свою сторону или собирая доверенности.

Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается нападкам со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании сделок недействительными или ничтожными, подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура в интересах государства.

Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т.п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе по наличию фирм у ИМНС, по подтверждению прохождения денежных средств по счетам в банках и др.



При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация.

О admin

x

Check Also

Мировое соглашение при процедуре банкротства

Мировое соглашение при процедуре банкротства — добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Заключается письменно и должно содержать положение о порядке и ...

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ КАК СУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

Головне меню Романюк Е. И., К. ю.н., доцент, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского ⋅ В решении Европейского Союза о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой ...

Мировое соглашение как процедура банкротства – диссертация и автореферат по праву и юриспруденции –

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Глава/. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙАНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ В РОССИИ. / Мировая сделка по дореволюционномуроссийскому праву. §2. Институт несостоятельности в советской России. § 3. Мировое соглашение в современном конкурсном законодательстве. Глава ...

Мировое соглашение на стадии банкротства, centr-prava

Мировое соглашение на стадии банкротства Антикризисное управление Услуги управляющего Мировое соглашение Мировое соглашение в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) Мировое соглашение можно заключить в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве). Заключение мирового ...

Мировое соглашение при банкротстве: использование мирового соглашения при процедуре банкротства

“Худой мир лучше доброй ссоры” – как ни странно, это как раз про банкротство. Ведь далеко не всегда собственник должника после прекращения своего детища полностью покидает бизнес. Скорее всего, в ...

Стадии банкротства – процедуры, на какой можно заключить мировое соглашение, наблюдение

Современная экономическая ситуация характеризуется тотальной неопределенностью. Не удивителен тот факт, что у любого предприятия сейчас все чаще начинают возникать кризисные ситуации. Очень важно при этом больше времени и внимания уделять ...

Мировое соглашение в процедурах несостоятельности, банкротства

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Диссертация – 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников Автореферат – 240 руб., доставка 1-3 часа, ...

Диссертация на тему Мировое соглашение как процедура банкротства автореферат по специальности ВАК – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право, disserCat

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Олевинский, Эдуард Юрьевич Глава/. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙАНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ В РОССИИ. / Мировая сделка по дореволюционномуроссийскому праву. §2. Институт несостоятельности в советской России. § 3. Мировое ...

Мировое соглашение как процедура банкротства – учебная работа, реферат, курсовая, диплом на!

Перед Вами представлен документ: Мировое соглашение как процедура банкротства. Пользовательское соглашение об использовании документа (вид: контрольная работа), именуемого как: Мировое соглашение как процедура банкротства, опубликованного по адресу: Файл – контрольная ...

Мировое соглашение как процедура банкротства, О банках и финансах

Послать собственную хорошую работу в базу знаний легко. Применяйте форму, расположенную ниже. Подобные документы Неспециализированные положения о заключении мирового соглашения, его форма. Особенности заключения мирового соглашения на протяжении отдельных процедур ...

Реферат: Контрольная работа: Мировое соглашение как процедура банкротства

Квадрокоптер с камерой ФГУП ВПО КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальных наук, педагогики и права по дисциплине “Хозяйственное право” на тему: “Мировое соглашение как процедура банкротства” Студент группы 06-ВИМ-3 Раздел ...

Мировое соглашение как процедура банкротства, Рефераты и сочинения

Мировое соглашение как процедура банкротства ФГУП ВПО КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальных наук, педагогики и права по дисциплине “Хозяйственное право” на тему: “Мировое соглашение как процедура банкротства” Студент группы ...

Мировое соглашение как процедура банкротства, Национальное Юридическое Антиколлекторское Бюро Правильный курс

Процесс признания финансовой несостоятельности всех категорий граждан подразумевает в качестве конечной цели договоренность между должником и его кредиторами. Если компромиссный вариант найдет, процедура прекращается. Таким образом, мировое соглашение – это ...

Заключение мирового соглашения в процедуре банкротства

В соответствии с Федерального законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон о банкротстве) мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о ...

Правовое регулирование банкротства: процедура, понятия

Добавлено в закладки: 0 В условиях рыночной экономики правовой институт банкротства играет важную роль. Его главная функция заключается в своевременном определении нерентабельных организаций, которые могут нести угрозу другим субъектам хозяйствования, ...

Предлагается ввести временный мораторий на применение процедуры банкротства к физическим лицам

Предлагается ввести временный мораторий на применение процедуры банкротства к физическим лицам Введение института банкротства физических лиц могут отсрочить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный группой депутатов, внесен в Госдуму. Напомним, что ...

Какие документы нужны для оформления банкротства – Всё о банкротстве

Подробнее 28 Июля 2017 Сумеречная зона: чем грозит возмещение НДС — прямой эфир Рыков групп Подробнее 27 Июля 2017 Рыков групп объединила строителей России — видео Подробнее 27 Июля 2017 ...

Процедура банкротства – материалы на

Президент России Владимир Путин подписал закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации запрещающий в административном порядке исключать из ЕГРЮЛ должников, в отношении которых ...

Список документов для банкротства

Какие документы нужны для того, чтобы суд открыл дело о банкротстве физического лица? Какие документы нужны для того, чтобы суд открыл дело о банкротстве физического лица? Для подготовки заявления в ...

Маленький долг – не повод для банкротства – Тема дня

Многострадальный закон о банкротстве частных лиц одобрен ко второму чтению. Документ вновь претерпел ряд принципиальных изменений, на которых так настаивали банкиры, пишет РБК. В 10 раз увеличилась сумма долга, имея ...

Механизмы защиты прав участников долевого строительства в случае банкротства застройщика: законодательство и судебная практика – опубликована в журнале Российская юстиция, 2016, №3

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ: первичная консультация и анализ документов – бесплатно оформление денежных требований и требований о передаче жилого помещения дольщика для включения в реестр кредиторов застройщика в рамках дела о банкротстве ...

Рейтинг@Mail.ru